Styleriviera.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подблюдные песни это

Подблюдные песни

Меня удивила песня вот из этого моего поста https://rabota-psy.livejournal.com/1371935.html тем, что смысла в ней никакого не было: каждый куплет совершенно не связан с предыдущим. Решила найти текст в интернете, чтобы понять, что я упускаю. И тут оказалось, что девушки исполняют подблюдные песни. До этого я о них ничего не слышала. Информация мне показалась очень интересной, поэтому делюсь. Текст песен из ролика в конце.

Подблюдные песни — песни, исполнявшиеся в составе святочных, новогодних гаданий. Гадающие, которых должно быть не менее шести, бросали в блюдо с водой какие-то мелкие вещи. Затем блюдо закрывали платком, пели песни, и после каждой подблюдной вынимали фанты по одному. Текст песни и служил предсказанием. Смысл песни в пределах одного подблюдного гадания мог изменяться в зависимости от половозрастных характеристик адресата.

«На пороге сижу,
За порог гляжу»

Для девушки, достигшей брачного возраста, песня предвещает свадьбу, для пожилого человека — смерть.

Тема благополучия и богатства в подблюдных песнях чаще всего связана с образами хлеба и золота, а также с производными от них. Тем же значением в мифопоэтических представлениях наделяются образы каравая, пирога, зерна, снопа, дежи для замешивания теста, квашонки и под. В подблюдных песнях они символизируют и богатство, и увеличение добра, и плодородие, и брак, и рождение ребенка. Почти все из этих благ может сулить песня:

«Мышь пищит, каравай тащит,
Да еще попищит, да другой притащит»

Мотив золота, в ряде подблюдных песен тождественный по значению мотиву хлеба, реализуется в образах злата-серебра, казны, денег, драгоценных камней, бесценной вещи (шуба кузнеца), чудесной щуки и т.п.

Многогранно в подблюдных песнях представлен образ кузнеца, наделенный в народном сознании магической силой и творческо-созидательным характером (в сказках кузнец побеждает черта, Бабу-Ягу, ведьму и других отрицательных персонажей; в играх ряженых перековывает старых на молодых; в свадебной лирике первые кузнецы Козьма и Демьян «куют свадебку»). Поэтому песни, в которых появляется образ кузнеца, сулят удачу, прибыль, свадьбу.

Символика подблюдных песен, предвещающих брак, тесно связана с символикой свадебной обрядности и лирических песен, сопровождающих ее. Одним из основных здесь является образ кольца (символ брака), которое находит девушка или домашние птицы (курочка, кочеток). В большом количестве подблюдных песен используется мотив соединения парных образов, символизирующих жениха и невесту: это и драгоценные камни («Крупен жемчуг со яхонтом, хорош жених со невестою»), и два клубка ниток, и два сцепившихся прутика, и клен с березой, и капустка с кочанком, и грибы (груздок с беляночкой), и птицы (целующиеся голубочки, кур с куркой, сокол с соколинкой), и животные (кот с кошуркой, куна и соболь, бобер с куницею) и т.п. Несомненным источником подблюдных песен о браке является свадебный обряд; разные его этапы отражены в песнях либо прямо, либо иносказательно.

Тема безбрачия в подблюдных песнях раскрывается с помощью одиночных образов девушки, кошечки, колючей сосны или через незавершенность, продолжение того или иного действия («На печке сижу да ошкурки гложу. Еще посижу да еще погложу»; «На печи сижу, сквозь потолок гляжу»; «На загнетке сижу, долги нитки вожу. Еще посижу — еще повожу»). Производимые действия не случайно пространственно связаны с печью, так как в традиционной культуре печь является символом отчего дома, семейного очага. Символом продолжения девичества в песне оказывается прядение («Долги нитки вожу»), являющееся в распределении женского домашнего труда типичным девичьим занятием. В песне «Венички-пошумельнички, еще повисят, еще пошумят» опосредованно нашел отражение свадебный обряд невестиной бани, одним из основных атрибутов которого является банный веник; его невостребованность в сюжете подблюдной песни сулит безбрачие на следующий год.

Тематика разлуки и дороги в подблюдных песнях, означающих набор в рекруты, работу на чужой стороне и подобное, реализуется в образах полотна (одно из символических значений его в народных представлениях — дорога), средств передвижения (саночки-самокаточки), «заиньки-ковыляиньки» или воробья, соответственно бегущего и смотрящего «на чужу сторону».
Мотив ущербности одежды (растрескавшийся сарафан или короткие, дырявые штаны), образы опустившейся на дно квашни, пьяного мужика, одного голубя, не отвечающего на говор другого, в подблюдных песнях предвещают бедность несчастье, вдовство.

Читать еще:  Вторые блюда на несколько дней

В песнях, сулящих смерть, как и в тех, что обещают свадьбу, используются образы, связанные с соответствующей обрядовой сферой: корыто-коробья-колода-гроб, разрывающееся полотно, раскатывающаяся новина (полотно), беленькие чулочки, рушничок на воротах, холодная баня, лошади, везущие бревно, блин на блюдце. Нередко в песнях о смерти встречается образ вороны, которому в традиции приписывалось значение предвестника смерти или несчастья.

В подблюдных гаданиях ведущая роль принадлежит слову, имеющему, особенно в «закрепках» («Кому найдется, тому сбудется, тому сбудется — не минуется»), императивный характер и выполняющему функцию заклинания, сближает этот жанр с колядками и заговорами.
(Источники: http://ethnomuseum.ru/podblyudnye-pesni http://www.woman.ru/relations/astrology/article/88654/ )

Колечко мое посеребренное
Полежи в воде, да на самом дне.
Мы кому поем, мы тому с добром.
Правда сбудется, не минуется!

Отплыла лодка, да от берега.
Мы кому поем, мы тому с добром.
Правда сбудется, не минуется!

Сидит на перине, считает полтины.
Мы кому поем, мы тому с добром.
Правда сбудется, не минуется!

На печи дежа высоко взошла!
Мы кому поем, мы тому с добром.
Правда сбудется, не минуется!

Куют кузнецы золотые венцы.
Молодой кузнец, скуй и мне венец
На этом венце я обвенчаюсь,
На этом кольце я обручаюсь.
Мы кому поем, мы тому с добром.
Правда сбудется, не минуется!

Подблюдные песни

Ты — не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: «Истинное обустройство мира».
http://noslave.org

Подблю́дные пе́сни — русские обрядовые песни, исполняемые во время святочных гаданий по жребию, которые в иносказательной форме предвещают будущее каждому участнику. Наиболее широко распространены на Русском Севере (вологод., костром., новгород., твер., владимир.), у русского населения Западной Сибири; зафиксированы также в центральных и южнорусских областях (смолен., москов., калуж., рязан., тул., орлов.).

Содержание

Этимология

Название подблюдные песни связано с особенностями происходившего гадания. В один из святочных праздников (чаще всего в канун Нового года, называемого в северном Белозерье подблюдный вечер) собирались на совместные гадания девушки и женщины; каждая бросала в глубокое блюдо свой предмет (меченые жребии: кольцо, серьгу, булавку, брошку, пуговицу, монету и т. п.); старшая из женщин (вдова) закрывала блюдо платком, встряхивала его и затем вынимала жребии наугад под пение специальных песен, закодированный смысл которых служил предсказанием судьбы для хозяина конкретной вещи. Терминология ритуала отражает либо обрядовые реалии (с блюдом гадать, в блюдье гадать, блюдо трясти, закидывать кольца), либо форму песенных рефренов (илея, илею петь, лявлю играть, люлюкать) [1] .

Тексты и правила

По воспоминаниям Е.Авдеевой можно узнать как гадали в начале ХIХ века в Сибири:

Хлебу да соли слава!

Хлебу да соли
Долог век,
Слава!
Барышне нашей
Более того,
Слава!
Кому мы спели,
Тому добро,
Слава!
Кому вынется,
Скоро сбудется,!
Скоро сбудется,
Не минуется,
Слава!
Слава!

К богатству

Ползет ёжик
По завалинке,
Тащит казну
На мочалинке.
Диво ули ляду!
Кому спели,
Тому добро!

Летел соловей
Через житенку,
Несёт соловей
Жита горсточку.
Ладо, ладу!
Кому мы поем,
Тому честь воздаем.

Катилось, валилось
Одонье ржи,
Погодя маленько—
Скирд овса.
Кому мы спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Тому сбудется,
Не минуется,
Слава!

Мышь пищит,
Сто рублей тащит.
Диво ули ляду!
Кому спели,
Тому добро!

К счастью

На печи дежа
Высоко взошла.
Кому мы же спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Тому сбудется!

Читать еще:  Блюда 90 х годов

Заинька-ковыляинька,
Слава те!
Ковылять тебе
На чужу сторону!
Слава те!
Кому кольцо вынется,
Тому сбудется,
Не минуется.

Медведь- пыхтун.
Слава!
По реке плывет.
Слава!
Кому пыхнет во двор,
Слава!
Тому зять в терем,
Слава!
Кому мы спели,
Тому добро,
Слава!
Кому вынется,
Тому сбудется.
Слава!
Скоро сбудется,
Не минуется.
Слава!

К несчастьям

Ходит старушка
Посереде,
На ней сарафан
Весь истрескался,
Изверескался.
Илею, илею!
Кому песню поем,
Тому сбудется,
Тому сбудется,
Не минуется.
Илею, илею!

См. также

Напишите отзыв о статье «Подблюдные песни»

Примечания

Литература

  1. Подблюдные песни / Виноградова Л. Н. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М . : Международные отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 95—97. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.

Ссылки

  • [http://www.youtube.com/watch?v=B40v1tY4DcM И.Стравинский. Четыре русские крестьянские песни] — Подблюдные. (ред. 1917-54). Хоровой ансамбль Кантилена. Дирижёр Роман Моисеев.

Отрывок, характеризующий Подблюдные песни

– А, правда, что ты теперь никогда больше не уйдёшь, дедушка? Правда, что ты останешься со мной и будешь меня учить? Тётя Марсилла говорит, что ты теперь будешь всегда жить только с нами. Это правда, дедушка?
Глазёнки малыша сияли, как яркие звёздочки. Видимо появление откуда-то такого молодого и сильного деда приводило малыша в восторг! Ну, а «дед», печально его обнимая, думал в то время о тех, кого никогда уже не увидит, проживи он на Земле даже сто одиноких лет.
– Никуда не уйду, Белоярушка. Куда же мне идти, если ты находишься здесь. Мы ведь теперь с тобой всегда будем вместе, правда? Ты и я – это такая большая сила. Так ведь?
Малыш от удовольствия повизгивал и всё жался к своему новоявленному деду, будто тот мог вдруг взять и исчезнуть, так же внезапно, как и появился.
– Ты и правда никуда не собираешься, Светодар? – тихо спросила Марсилла.
Светодар лишь грустно мотнул головой. Да и куда ему было идти, куда податься. Это была его земля, его корни. Здесь жили и умерли все, кого он любил, кто был ему дорог. И именно сюда он шёл ДОМОЙ. В Монтсегуре ему были несказанно рады. Правда, там не осталось ни одного из тех, кто бы его помнил. Но были их дети и внуки. Были его КАТАРЫ, которых он всем своим сердцем любил и всей душой уважал.
Вера Магдалины цвела в Окситании, как никогда прежде, давно перевалив за её пределы! Это был Золотой Век катаров. Когда их учение мощной, непобедимой волной неслось по странам, сметая любые препятствия на своём чистом и правом пути. Всё больше и больше новых желающих присоединялось к ним. И несмотря на все «чёрные» попытки «святой» католической церкви их уничтожить, учение Магдалины и Радомира захватывало все истинно светлые и мужественные сердца, и все острые, открытые новому умы. В самых дальних уголках земли менестрели распевали дивные песни окситанских трубадуров, открывавшие глаза и умы просвещённым, ну а «обычных» людей забавлявшие своим романтическим мастерством.

Окситания цвела, как прекрасный яркий цветок, впитывающий жизненную мощь светлой Марии. Казалось, никакая сила не могла противостоять этому мощному потоку Знания и светлой, вселенской Любви. Люди всё ещё поклонялись здесь своей Магдалине, обожая её. Будто она до сих пор жила в каждом из них. Жила в каждом камушке, в каждом цветке, каждой крупинке этой удивительной, чистой земли.
Однажды, гуляя по знакомым пещерам, Светодар набрёл на новую, потрясшую его до самой глубины души. Там, в спокойном тихом уголке стояла его чудесная мать – любимая Мария Магдалина. Казалось, природа не смогла забыть эту дивную, сильную женщину и вопреки всему, создала её образ своей всемогучей, щедрой рукой.

Читать еще:  Диета на активированном угле 10 дней

Пещера Марии. В самом углу пещеры стоит, природой созданная, высокая статуя прекрасной женщины,
окутанной очень длинными волосами. Местные катары говорили, что статуя появилась там сразу же после
гибели Магдалины и после каждого падения новой капли воды становилась всё больше и больше на неё похожа.
Эта пещера и сейчас называется «пещерой Марии». И все желающие могут увидеть стоящую там Магдалину.

Повернувшись, чуть поодаль Светодар увидел другое чудо – в другом углу пещеры стояла статуя его сестры! Она явно напоминала кудрявую девочку, стоявшую над чем-то лежащим. (Веста, стоявшая над телом своей матери. ) У Светодара зашевелились волосы. Ему показалось, что он начал сходить с ума. Быстро повернувшись, он выскочил из пещеры.

Изваяние Весты – сестры Светодара. Окситания не пожелала их забывать.
И создала свой памятник – капля по капле ваяя дорогие её сердцу лица.

Значение словосочетания &laquoподблюдная песня»

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова заморить (глагол), заморил:

Синонимы к словосочетанию «подблюдная песня&raquo

Предложения со словосочетанием «подблюдная песня»

  • Гримм), народное предание «Змей и цыган», 13 народных песен , среди них обрядовые (заклички, подблюдные песни , рождественские и новогодние колядки, трудовые) и необрядовые лирические.
  • Петух, пущенный в круг, по обводу которого насыпаны были именные кучки овса и ячменя с зарытыми в них кольцами, удостоив из которой-нибудь клюнуть, возвещал неминуемую свадьбу для гадателя или загадчицы. Накрыв блюдом чашу, в которой лежали кусочки с наговорным хлебом, уголья, значения коих я никак не мог добиться, и перстни да кольца девушек, все принялись за подблюдные песни , эту лотерею судьбы и её приговоров.
  • После того участвующие в гадании пели песню , посвящённую хлебу и соли, и потом — другие подблюдные песни .
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «подблюдная песня»

  • Так прошло рождество; разговелись; начались святки; девки стали переряжаться, подблюдные песни пошли. А Насте стало еще горче, еще страшнее. «Пой с нами, пой», – приступают к ней девушки; а она не только что своего голоса не взведет, да и чужих-то песен не слыхала бы. Барыня их была природная деревенская и любила девичьи песни послушать и сама иной раз подтянет им. На святках, по вечерам, у нее девки собирались и певали.

Понятия со словосочетанием «подблюдная песня»

Отправить комментарий

Предложения со словосочетанием «подблюдная песня»:

Гримм), народное предание «Змей и цыган», 13 народных песен , среди них обрядовые (заклички, подблюдные песни , рождественские и новогодние колядки, трудовые) и необрядовые лирические.

Петух, пущенный в круг, по обводу которого насыпаны были именные кучки овса и ячменя с зарытыми в них кольцами, удостоив из которой-нибудь клюнуть, возвещал неминуемую свадьбу для гадателя или загадчицы. Накрыв блюдом чашу, в которой лежали кусочки с наговорным хлебом, уголья, значения коих я никак не мог добиться, и перстни да кольца девушек, все принялись за подблюдные песни , эту лотерею судьбы и её приговоров.

После того участвующие в гадании пели песню , посвящённую хлебу и соли, и потом — другие подблюдные песни .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector