Царицыно или коломенское куда поехать
Царицыно или коломенское куда поехать
Русские цари любили строить свои поместья на востоке Москвы.
Коломенское, Царицыно, Измайлово…
Дворцово-парковый ансамбль Царицыно
Село Коломенское (Проспект Андропова, дом № 39) – старинная царская усадьба начала XIV века. Село впервые упоминается в духовной грамоте великого московского князя Ивана Калиты (1288–1340). В Европе в те времена вовсю шла Столетняя война (1337–1453), Америку было открывать некому – Колумб еще не родился. Полыхали костры инквизиции. В некоторых германских местностях почти не осталось женщин – они добровольно приходили на суд инквизиции и заявляли, что сожительствуют с дьяволом. Это звучало бы смешно, если бы последствия не были трагическими. Этих женщин сжигали. Кстати, в России пытались устроить некое подобие «Святейшей инквизиции». Так, в Новгородской республике в XIV веке жгли причастных к так называемой ереси жидовствующих. Но это быстро было прекращено: инквизицию новгородцев осудили высшие иерархи Русской православной церкви.
Позднее был сожжен протопоп Аввакум, один из видных противников церковной реформы патриарха Никона. Жестоко. Но в те времена в русской церкви происходил раскол. Это, конечно, не оправдывает жестокость, но объясняет ее природу.
Великий князь Василий III, отец Иоанна Грозного, выстроил в Коломенском в начале 1530-х годов деревянный дворец (2-я улица Дьяково Городище, 27). Он, конечно, не сохранился. Новый дворец в 1660-х годах построил на этом месте царь Алексей Михайлович, отец Петра I. Дворец включил в себя разновременные и разноуровневые деревянные строения. Однако безвестный архитектор сумел создать из старых и новых строений единый ансамбль. Его называли «восьмым чудом света»…
Восьмое Чудо Света
Дворец поражал и своим внешним видом, и оформлением интерьеров. Его строили лучшие мастера Московского царства. Стены и потолки дворца были сделаны из теса и обиты раскрашенными холстами. В личных покоях царя стены были обиты золочеными кожами с тисненым орнаментом. Росписи интерьеров копировались с иллюстраций духовных книг. Преобладал растительный орнамент – «травное письмо». Полы были выполнены из дубового паркета. Помещения отапливались изразцовыми печами, которые были украшены геральдическими орлами, единорогами, птицами, цветами.
Мебель во дворце была разнообразной – как русская, так и западноевропейская. Лавки, столы и стулья покрыты дорогими скатертями, бархатом, атласом или восточными коврами.
Царь Алексей Михайлович с семьей часто приезжал в Коломенское, которое стало его главной загородной резиденцией. Любил этот дворец и Петр I. Но после того, как столица России была перенесена в Санкт-Петербург, Коломенское утратило свое прежнее значение.
В первой половине XVIII века царственные особы редко бывали в Коломенском дворце. Он ветшал. В 1762 году его посетила только что восшедшая на престол императрица Екатерина II. Узнав сумму реставрации дворца, сказала: «Дорого». И повелела его разобрать – к тому времени уже начали рушиться кровли величественного здания. Впрочем, была сделана небольшая деревянная модель дворца…
Именно по этой модели, и по сохранившимся чертежам, Коломенский дворец был в 2010 году воссоздан. Да, конечно, это – «новодел». Но… лучше так, чем совсем ничего…
Воссозданный Коломенский дворец, 2010 год
Коломенское знаменито не только дворцом, но и храмом Вознесения, построенным в 1528-1532 годах при великом князе Василии III.
Храм Вознесения в селе Коломенское
«Церковь (Вознесения) вельми чудна высотою, красотою и светлостью, яко не бывало прежде сего в Руси», – написал летописец.
Французский композитор Гектор Берлиоз, увидев храм, был потрясен: «Ничто меня так не поразило… Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел стремление ввысь, и долго стоял, ошеломленный».
Можно понять восторг Берлиоза: подобно стреле, храм рвется ввысь. Это завораживающее зрелище. Похожее на старт ракеты!…
Храм Вознесения в селе Коломенское
Здание храма представляет собой равноконечный крест. Его высота – 62 метра. У Вознесенкой церкви было еще одно важное назначение – она служила наблюдательным пунктом. Из него была видна соседняя смотровая башня, а от нее – третья. И так далее, за сотни километров от Москвы… Это позволяло вовремя приготовиться к набегам кочевников.
В 1994 году храм Вознесения включён во Всемирный список исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.
Храм Вознесения в селе Коломенское
Зодчий, построивший церковь, доподлинно не установлен. Впрочем, анонимность свойственна древнему русскому творчеству. Свои работы мастера тех времен редко подписывали: духовное искусство не могло нести личностного начала…
То, что автором знаменитой иконы «Троица» является Андрей Рублев стало известно лишь благодаря тщательным исследованиям, – много времени спустя после кончины иконописца… в начале XX века. (курсив не переводим)
Музей-заповедник «Коломенское» включает в себя еще несколько церквей, а также сторожевые башни и деревянные постройки различного назначения, построенные в XVI-XVII веках.
Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском
Храм Георгия Победоносца в Коломенском
Во время православных и языческих праздников на территории музея устраиваются костюмированные представления с играми, песнями, плясками.
Праздник Сабантуй-2012 в Коломенском
Другая знаменитая монаршая усадьба на востоке, точнее – юго-востоке, Москвы – Царицыно (улица Дольская, № 1) – один из крупнейших памятников, выполненных в стиле так называемой «русской готики», ставший образцом для аналогичных ансамблей, конечно, меньших размеров.
Государственный музей-заповедник Царицыно
Дворцовый комплекс заложила в 1775 году императрица Екатерина II. Архитектором был назначен, пожалуй, самый известный зодчий той эпохи – Василий Баженов.
До этого, в XVII веке, на месте дворца, находилось село, которое называлось, то Пустошь Черногрязная, то Черная Грязь, то Богородское, и принадлежало Стрешневым – родственникам царствующего дома Романовых. Потом село перешло во владение государственного деятеля князя Василия Голицына, фаворита царевны Софьи. Это был один из самых образованнейших людей своего времени – его библиотека вызывала восхищение даже у иностранных путешественников. Ее основу составляли книги по русской и европейской истории, богословские сочинения, труды по географии, ботанике, геральдике. Также известно, что Голицын интересовался астрономией, математикой, медициной.
Дом Голицына в центре Москвы, стоявший на месте ныне существующего здания парламента – Государственной думы (Охотный ряд, дом № 1) – был один из красивейших домов. «В его обширном московском доме, — писал знаменитый историк Василий Ключевский, — все было устроено на европейский лад: в больших залах простенки между окнами были заставлены, большими зеркалами, по стенам висели картины и портреты русских и иноземных государей и немецкие географические карты в золоченых рамах; на потолках нарисована была планетная система, множество часов и термометров художественной работы завершали убранство комнат. Крыша дома была покрыта медными листами; наличники окон и дверей снаружи были украшены каменной резьбой. В доме князя Голицына, самого образованного человека своего времени, говорившего на нескольких иностранных языках, встречались как приезжие иностранцы самых различных направлений, до иезуитов… включительно, так и передовые элементы русского общества».
Но Голицын – так уж сложилось на политической шахматной доске! – вместо того, чтобы стать одним из ближайших сподвижников Петра I, оказался в стане его противников. Усмешка судьбы…
Голицына, после свержения царевны Софьи, сослали на север, под Архангельск, где он и закончил свои дни в Красногорском монастыре. Там даже есть памятная доска: «Под сим камнем погребено тело раба Божиего… князя Голицына…». Sic transit gloria mundi.
После Голицына селом Черная Грязь владел Дмитрий Кантемир, господарь Молдавии. Там прошло детство знаменитого русского поэта-сатирика Антиоха Кантемира. А в 1775 году село было куплено Екатериной II и переименовано в Царицыно.
Дворцовый комплекс возводился почти 20 лет – с 1775 по 1796 годы. С самого начала было решено строить Царицыно в готическом стиле, чтобы оно напоминало Екатерине родную Германию.
Проектный чертёж Василия Баженова, 1776 г
Василий Баженов, придворный архитектор, за 10 лет успел почти полностью возвести дворцовый ансамбль. Торопил рабочих, часто «вылезал» за пределы сметы, наделал больших долгов – из Санкт-Петербурга не всегда вовремя приходили деньги на строительство…
По его проекту построены Хлебный корпус, Малый дворец, Оперный дом, Кавалерские корпуса, мосты и Виноградные ворота. Также зодчий возвел вместо одного большого дворца – два одинаковых – для Екатерины II и ее сына Павла I.
Макет Среднего дворца (Оперный дом), 1776—1778гг
К 1785 году здания были практически закончены и снаружи, и внутри. А в июне того же года императрица приехала в Москву, чтобы посмотреть на свой новый дворцовый ансамбль…
В сопровождении своих приближенных и иностранных послов Екатерина II ехала по подмосковной дороге в сторону Царицыно. И тут случилось неожиданное. Очевидец рассказывал, что издалека главный дворец, продолговатой формы, с башнями по углам показался императрице похожим на… катафалк с погребальными факелами. И она, не доехав до дворца, спешно велела поворачивать лошадей назад.
Может, это и выдумка. Но вот как описывал баженовский дворец известный поэт Александр Воейков: «Черные башни дворца, повелевающего окрестностями, и выпуклая длинная кровля его, издали подобны отшельникам, держащим гроб какого-нибудь великана»…
Екатерина II Великая. Художник Федор Рокотов
По рассказу другого очевидца, Екатерина II все-таки посетила Царицыно. Быстро прошла через залы главного дворца, побывала в боковом корпусе, где располагались её жилые покои. Вердикт императрицы был суров: деньги на строительство затрачены понапрасну, лестницы узки, потолки тяжелы, комнаты и будуары тесны, залы, будто погреба, темны…
Некоторые исследователи уверены: причиной монаршего гнева стало то, что императрица узнала о принадлежности Баженова к масонству и о его тайных контактах с цесаревичем Павлом Петровичем. Екатерина боялась заговора: ведь ее сын имел гораздо больше прав на трон, чем она. А масоны могли бы привести в движение тайные пружины заговора с целью свержения Екатерины с престола. Она-то хорошо знала, что такое возможно – сама некогда свергла с русского престола своего мужа, императора Петра III.
Принадлежность Баженова к масонам «изобличал» и декор многих царицынских строений, чьи каменные узоры напоминают масонские шифры и эмблемы. Даже сам план дворцового комплекса некоторые исследователи считают неким масонским шифром…
И все же истинная причина монаршего неудовольствия до сих пор неизвестна. Во всяком случае, дело тут не в главном дворце, раскритикованном Екатериной. Тем более, что императрица ведь сама утверждала проект Баженова!
Но, как бы то ни было, зодчий был отстранен от строительства и уволен со службы. Новым архитектором назначен его ученик – Матвей Казаков. Он представил Екатерине II новый проект дворца, который был одобрен. Императрица также повелела разобрать до основания построенный Баженовым главный корпус, и начать строительство дворца заново. Это уникальный в истории случай, когда разбиралось совершенно готовое новое здание!
Дворец Казакова тоже был исполнен в готическом стиле, но в отличие от баженовского проекта, более похож на европейские средневековые замки.
Василий Баженов и Михаил Казаков. Памятник Царицыно
По крайней мере, так утверждают специалисты. Казаковский дворец строился, как и баженовский, 10 лет. Лишь в 1796 году строители приступили к внутренней отделке здания. Но в ноябре того же года скончалась Екатерина II. А Павел I, посетивший несколько месяцев спустя Царицыно, повелел прекратить всякое строительство…
Незаконченный дворец уже спустя несколько лет представлял собой мрачные развалины. Другие постройки также превращались в руины, великолепный парк и оранжереи пришли в запустение. Единственной обитаемой постройкой был лишь один из корпусов для кавалеров, который арендовали то под трактир, то под гостиницу.
А со второй половины XIX века царицынская земля стала сдаваться в аренду под летние дачи. Уже к началу XX века их насчитывалось более тысячи. Царицыно стало считаться дорогой и престижной дачной местностью.
После революции 1917 года многие строения дворцового комплекса были превращены в коммунальные квартиры. Появился в Царицыно и музей, но просуществовал недолго.
Лишь в 1984 году там был открыт музей-заповедник, начались реставрационные работы. Уже к 2001 году большая часть строений на территории Царицына приобрела обновленный вид.
Маршруты выходного дня. Царицыно-Коломенское
Начались выходные и пора строить планы. На этот раз предлагаем вам отправиться на юг Москвы в парковый вояж. Музеи, концерты, лекции или прогулки в уединении с природой — расскажем обо всём, а вам уже выбирать, какой будет ваша прогулка.
Начались выходные и пора строить планы. На этот раз предлагаем вам отправиться на юг Москвы в парковый вояж. Музеи, концерты, лекции или прогулки в уединении с природой — расскажем обо всём, а вам уже выбирать, какой будет ваша прогулка.
Отправная точка — станция метро Царицыно. Она является важным пересадочным узлом с Курским направлением Московской железной дороги. Здесь запутанная сеть выходов и, свернув один раз не там, можно попасть на железнодорожную платформу или радиорынок. Вам необходим выход №2, выйдя из которого следует пройти в туннелях под железнодорожными путями. Как только вы преодолеете испытание в виде узкого тротуара и назойливых продавцов вас ожидает награда — панорама Царицынского парка.
Живописный вид
Царицыно — природный парк и особо охраняемая природная территория.
Тут были обнаружены поселения бронзового века фатьяновской кульутры. Её носители — индоевропейское население, которое первым стало заниматься земледелием и скотоводством на этой территории. Издревле место населяли славянские племена Вятичей (о чем свидетельствуют сохранившиеся курганы XI—XIII веков). Непосредственно парк был заложен в начале XVIII в. Сегодня Царицыно — это не просто музей-заповедник, а огромный культурный центр, на полноценный осмотр которого может уйти несколько дней.
Одним из первых Вас встретит Средний Царицынский пруд. По арочному мосту пройдите на с-образный остров, расположенный в центре пруда. Когда и зачем он был обустроен — неясно; на плане усадьбы Кантемирова, снятого в 1775 году сразу же после её покупки Екатериной II, острова нет. Вероятно, остров-подкова был парковой увеселительной затеей вроде водного лабиринта для катающихся на лодках; по другим версиям маленький залив острова предназначался для разведения рыбы или птицы. С 2007 года в заливе острова существует фонтан с музыкальным сопровождением диаметром 55 метров — крупнейший в Москве.
Остров-подкова с высоты полёта
Далее перейдите на другую сторону пруда и по тропинке слева поднимитесь к Третьему кавалерскому корпусу. Несмотря на своё название здание изначально проектировалось под другие нужды. К слову, всего в Царицыне три кавалерских корпуса: особенность данного — в его круглой планировке с круглым залом, который выходит наружу в виде полуротонды.
После осмотра здания сверните направо (по направлению движения от пруда), и совсем рядом будет Фигурный мост.
«Его красивая арка, облепленная деревьями и эффектно перекинутая через дорогу, кажется отзвуком тревожных рыцарских времён; Фигурный мост — самая убедительная часть Царицына: здесь становится понятной неосуществившаяся мечта Баженова о романтичном замке над озером среди вечных деревьев, замке с цепью старых легенд, грезящихся в детских сказках о спящих красавицах, о злых королях и юных принцах…»
Шамурин Ю. И. «Царицыно» — М.: Издательский дом Тончу, 2007.
Фигурный мост
Пройдя по нему, вы выйдете к Большому дворцу и основной части ансамбля усадьбы Царицыно. Мы настоятельно рекомендуем посетить музей, в котором есть как постоянные выставки, так и сменные экспозиции, посвящённые истории усадьбы, императрице Екатерине II, археологическим находкам, обнаруженным на территории парка. Здесь устраиваются художественные выставки, посвящённые как искусству старых мастеров, так и новейшим концептуальным течениям современного искусства. «Царицыно» — крупнейшая концертная площадка в Москве, где в залах Большого дворца и Атриуме Хлебного дома проходят концерты классической и джазовой музыки.
Убранство Большого дворца в Царицыно
Информацию о графике работы, тематике выставок и ценах вы можете узнать на официальном сайте музейного комплекса (есть скидки для студентов очной формы обучения). Рассказывать об истории комплекса можно часами, а писать целые книги. Поэтому мы предлагаем вам ознакомится с основными сюжетами из истории Царицына:
- Первое известие о нынешнем Царицыне встречается в писцовой книге 1589 г., когда это была пустошь Черногрязская, входившая в состав владений дворцового сельца Коломенского;
- Проект императорской резиденции менялся неоднократно. Существует множество версий, почему Екатерине не понравился дворец. Но как бы там ни было, ученику главного архитектора Василия Баженова Матвею Казакову пришлось перестраивать комплекс. Фундамент одного из старых зданий можно до сих пор увидеть перед основным входом в дворец;
- В 1796 году императрица умирает, не дождавшись полного окончания строительства. Пришедшему на смену Павлу I новая резиденция по душе не пришлась и в том же году последовал указ «в селе Царицыне никаких строений не производить»;
- Во времена Империи усадьбе не уделялось особого внимания, предлагалось даже продать право на её снос и разбор за 82 000 рублей. С приходом советской власти в 1920-е года начинаются первые реконструкции, часть построек используется в качестве коммунальных квартир;
- Последняя реставрация дворца вызывала много вопросов: как реставрировать то, что так и не было достроено? Достраивать до конца или сохранить романтизм развалин? Но в итоге была проведена реконструкция и достройка основного дворца. Причём удачно, судя по тому, что новое место отдыха вызвало неподдельный интерес москвичей тогда и сегодня остаётся одним из самых популярных мест для отдыха в городе;
После осмотра основного комплекса построек советуем пройти к Башне-руине. На неё можно подняться и любоваться видом на пруд и парк.
Затем предлагаем пройтись по обширной парковой части, при этом держите курс к Шипиловскому проезду. Выйдя на него, двигайтесь до Каширского шоссе. По пусти следования вы встретите Шипиловскую плотину Нижнего Царицынского пруда.
Шипиловская плотина в 1908 году
Сооружение является объектом культурного наследия федерального значения. Впервые деревянная плотина упоминается в писцовых книгах 1675 года. С плотиной связана интересная история: тогда на ней построили уникальную водяную мельницу в виде многоярусной башни, которая сочетала в себе не только мукомольное производство, но и элеватор-зернохранилище. В последней четверти XIX века её арендовал Я. В. Гамсон. Крестьянам этот арендатор был памятен тем, что для работы своих двух предприятий поднимал уровень воды в Шипиловском и Цареборисовском прудах, частично затопляя земли крестьян села Борисово и деревень Шипилово и Шайдрово, что приводило к судебным разбирательствам между крестьянами и Гамсоном. Увы, башня-мельница исчезла с лица земли в послереволюционное время.
За долгие годы своего существования плотина каскада Царицынско-Борисовских прудов многократно обновлялись и реставрировались.
Маршрут по Царицыну
После выхода на Каширское шоссе пройдите около километра до стадиона «Динамо-2», за которым располагается небольшой сквер у Москвы-реки, который впоследствии переходит в музей-заповедник Коломенское. Вам необходимо выйти к дворцу царя Алексея Михайловича. Если по пути вы встретите Дьяковский ручей — вы на верном пути.
История дворца началась в далёком 1532 году. В подмосковном селе Коломенском было окончено строительство шатровой церкви Вознесения, по случаю чего здесь Василий III дал трёхдневный пир. Считается, что царь Иван Грозный ежегодно 29 августа праздновал в Коломенском свои именины. Далее дворцовый комплекс переживал достройки, пожары и реконструкции, но несмотря на это активно использовался. Однако после переноса столицы из Москвы в Петербург дворец стал заброшенным, а в последствии и вовсе разобранным. Новый виток жизни комплекс получил после принятия решения о реставрации, которая была завершена в 2010 году.
Дворец царя Алексея Михайловича
Парк Коломенское-Царицыно, как и вся Москва, является переходной зоной от южной тайги к широколиственному лесу. Именно поэтому в парке растут, как и таёжные породы деревьев (сосны и ели), так и широколиственные (дубы и липы). На территории парка расположено множество родников, вода в которых до недавнего времени была питьевой. Также на территории Коломенского расположен знаменитый Голосов овраг. Огромный овраг тянется от берега Москвы-реки до современного проспекта Андропова.
В самом овраге расположены камни, которым различные городские легенды приписывает древнее и сакральное значение. Два особенно известных валуна причудливой формы — «Гусь-камень» и «Девичий камень» расположены на склоне оврага в 50 метрах один от другого и связаны небольшой тропинкой. Камни никак не обозначены на картах. Один из них, пузырчатой формы имеет размер 2×2 метра, другой, с углублениями, 2×1,5 метра. Деревья около камней увешаны разноцветными ленточками — этот обычай, по-видимому, возник в конце 20 века. Поговаривают, что камни исполняют желания.
Гусь-камень
В центральной части парка находится целый архитектурных комплекс из нескольких храмов и музеев русского зодчества.
- Храм Казанской иконы Божией Матери — бесстолпная пятиглавая церковь середины XVII века. Строительство началось в 1649 году и спустя четыре года было завершено.
- Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове — единственный, помимо собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм XVI века. Выдающийся памятник русского зодчества.
- Церковь Георгия Победоносца — памятник деревянного зодчества Русского Севера. Представляет собой двухъярусное сооружение из сосновых брёвен. Построена в 1685 году на берегу реки Ёрги (современная Архангельская область), сохранилась в почти оригинальном облике до начала XXI века, в 2008—2011 разобрана, перевезена в Москву и восстановлена на территории Коломенского. Но не стоит путать её с одноимённым каменным храмом из основного ансамбля Коломенского. Он был возведён в XVI веке с элементами итальянского Возрождения в колокольне из белого камня.
Участок маршрута от Шипиловской дамбы до дворца царя Алексея Михайловича
Ознакомившись с архитектурным наполнением Коломенского, вы можете пройти немного дальше и посетить музеи деревянного русского зодчества, либо, как и прошлый раз спуститься к набережной и, присев на лавочку, подумать о том, что вас больше всего впечатлило и вернётесь ли вы ещё раз в один из этих парков.
Авторы: Усс Валентин, Дмитрий Белов.Редактор: Наталья Баранова.
Московские Усадьбы. Или куда сходить на Новый год в Москве. Царицыно и Коломенское. Часть 3.
Что же представляют собой московские усадьбы? Это архитектурные комплексы в парковых зонах. Но не любой парк Москвы является усадьбой! Некоторые из усадеб долгое время находились в плачевном состоянии, и только сейчас их начинают восстанавливать, приводить в порядок, чему мы очень рады. Конечно, идеальное время для прогулок по усадьбам лето или осень. Кстати, все красивые фото наши молодожены делают именно в таких усадьбах, а некоторые и расписываются там же. Летом там очень красиво оформлена парковая зона. А зимой можно посетить сами усадьбы.
Еще один плюс — это бесплатный вход в зимние каникулы. Стоимость билета не очень высокая, но иногда нужно оплачивать билет за вход в парковую зону (например, в Кусково) и на территории несколько объектов, в которые покупаются отдельные билеты. В итоге стоимость будет примерно 300-700 рублей с человека. А за семью, согласитесь уже ощутимо.
Что же представляют из себя усадьбы? Это резиденции королевских особ, князей и дворян. Усадеб много и у каждой своя история. Мы не сможем описать их все, но выберем самые популярные и интересные для прогулок. А вы уже поймете общий смысл и решите для себя подходит ли вам такой вид отдыха. А если вас интересует какая-то определенная усадьба, пишите, мы расскажем, если были.
Итак, мы приглашаем вас на прогулку в Музей-заповедник Царицыно .
В летний период на территории можно полюбоваться цветами, прогуляться по живописному маршруту, покормить уток в Царицынском пруду и посмотреть красивое шоу фонтанов. Но нас интересуют зимние развлечения. Зимой вы можете прогуляться по зимнему парку, полюбоваться красивой новогодней елкой, покататься на катке или с горки на тюбинге, посетить выставки и экспозиции, полюбоваться красивейшим Екатерининским залом ,
посетить образовательные программы для детей, экскурсионные программы для взрослых и даже поучаствовать в квестах. Экскурсионные программы и образовательные программы всегда предоставляются на платной основе. А вот на посещении Дворцов и Хлебного дома можно сэкономить, если будет бесплатный вход в новогодние каникулы. На сайте музея, пока нет такой информации, но видимо еще не утвердили список учреждений в департаменте культуры. На сайте есть бесплатные даты посещений для 2019 года. А комплексный билет на взрослого стоит 890 рублей. Поэтому на семью экономия приятная. http://tsaritsyno-museum.ru/
Но давайте по порядку. Вход на территорию Музея-заповедника бесплатный. Гулять приятно. С животными не пускают, совсем. Даже в сумке. Вы можете прогуляться по парку, пофотографировать Дворец, мост, все очень красиво подсвечивается в вечернее время.
Это схематично центральная территория парка, на сайте вы найдете полную версию, вот здесь. http://tsaritsyno-museum.ru/park/map/
На Дворцовой площади будет красивая елка. А если верить сайту, обещают еще северных оленей. Оленей не видели, но Царицыно всегда красиво украшают. Внутри Дворца тоже будет красивая елка.
Советуем посетить Дворец и полюбоваться Екатерининским залом. Коллекции Дворца и выставки в Хлебном доме очень интересные.
В Царицыно проходят музыкальные концерты, но это не попса, а выступления музыкальных коллективов различных стилевых направлений: джазовая музыка, классическая музыка. Всю информацию вы найдете на сайте, так как репертуар всегда разный.
Еще немного фото.
Мы считаем прогулка по Царицыно отличная альтернатива прогулке в крупном московском парке, как например, ВДНХ или Парк Горького. Каждый найдет себе развлечение по душе, и все же не так многолюдно.
Еще одна из популярных усадеб, в музее-заповеднике Коломенское. Тут уже другой колорит. На территории музея-заповедника, помимо усадьбы, расположен очень красивый резной деревянный Дворец царя Алексея Михайловича. Там вы увидите мужскую и женскую половину покоев, зал для пиршеств, спальни, будуары и кабинет царских особ, впечатляющих размеров мыльня (баня).
Также в Коломенском большой парк, в который пускают с животными, если вдруг кого-то волнует. В Коломенском очень красиво весной. Если видели фотографии московских профессиональных фотографов с моделями в цветущем саду, это скорее всего именно из Коломенского. Зимой свой колорит, можно прогуляться по парку, посетить дворец, интересные выставки и дойти до старинного храма. А чуть дальше полюбоваться на Москва-реку с высоты. Кстати и во дворце есть обзорная площадка наверху. Сходите, красиво.
Еще во Дворце дают на прокат кокошники и одежду и проводят тематические фотосессии. Мы видели много именно зимой. Но странное действие, так как людей много и поймать пустую локацию не очень легко, и еще поскольку костюмы синтетические, а в залах жарко, есть некоторые неприятные моменты, это запах. Но может быть это был единичный случай, конечно, мы не знаем, возможно наряды отдают в химчистку каждый день.
Завершив осмотр Дворца, отправляйтесь на другую сторону парка. Там архитектурный ансамбль усадьбы и наверняка будут народные гулянья. В Коломенском вы также найдете разные виды активностей для взрослых и детей. Вся информация есть на сайте. В новогодние каникулы раньше были дни бесплатных посещений, поэтому на билетах во Дворец можно будет сэкономить и потратить на какое-нибудь развлечение.
Вот сайт http://www.mgomz.ru/kolomenskoe Здесь вы найдете информацию о всех активностях.
В Коломенском есть большая парковка, что несомненный плюс для автомобилистов, в Царицыно паркинг вдоль всего парка, чуть посложнее, но припарковаться реально.
В Москве еще много усадеб, они отличаются по размеру, и каждая имеет свою интересную историю, если вам интересно, наметьте для себя посещение какой-то особенной усадьбы: Измайлово, Люблино, Кусково, Кузьминки, Воронцово, Останкино (сейчас закрыта на реставрацию). И еще больше усадеб в Московской области. Но скорее всего вам захочется более активных прогулок, а для этого подойдут самые крупные и популярные усадьбы.
Надеемся наши советы вам помогут найти для себя интересные развлечения в Москве и не стоять в очередях. Всем отличных каникул!
Прогулка по Коломенскому и Царицыно: два дня в усадьбах Москвы
для детей от 3 лет
Усадьба — особый феномен, родившийся в русской архитектуре в XVII веке. Это отдельные поселения, состоящие из целого комплекса жилых, хозяйственных, парковых и иных построек. Обязательный элемент — усадебный парк, дополняющий архитектурную композицию.
Многие русские усадьбы были построены по оригинальным проектам иностранных архитекторов. Усадьбы, принадлежавшие известным коллекционерам и собирателям, нередко превращались в настоящие музеи изобразительного искусства.
Сегодня в Москве и Подмосковье расположено более десяти знаковых усадебных композиций. Маршрут по двум самым живописным и интересным из них разбит на два дня.
День первый. Коломенское: домик, где жил Петр I, первый каменный шатровый храм на Руси и дворец Алексея Михайловича, который современники называли восьмым чудом света
Myзeй-зaпoвeдник Koлoмeнcкoe — этo бывшая цapcкaя ycaдьбa c дpeвними apxитeктypными пaмятникaми, отсылающими к событиям русской истории. А еще — музей-заповедник и огромный пapк. Общая площадь — 390 гектаров. Это сопоставимо с четырьмя парками Горького. Пешая прогулка по территории заповедника с перерывом на обед займет практически весь день.
Первое письменное упоминание о Коломенском встречается в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты в 1336 году. Московский князь завещал свою подмосковную вотчину наследникам.
Позже на территории Коломенского находились загородные резиденции русских князей и царей. Особенность ландшафта на территории парка — уникальные сохраненные столетние деревья, которые остались здесь еще со времен царя Алексея Михайловича. Значительную часть парка занимают обширные парки, высокие холмы, старинные яблоневые сады — идеальные места для умиротворенных прогулок.
В общей сложности на территории Коломенского расположено около 30 архитектурных памятников, пять природных памятников и четыре археологических.
Начните знакомство с музеем-заповедником с посещения одной из главных достопримечательностей — старинной церкви Вознесения. Первое упоминания о храме относится к 1532 году. Его высота — 62 метра, что весьма внушительно по тем временам. Вознесенская церковь стала первым каменным шатровым храмом на Руси.
Рядом с Вознесенской церковью — xpaм Гeopгия Пoбeдoнocцa, построенный в 1843 году, и кpyглaя Гeopгиeвcкaя кoлoкoльня, которая датируется первой половиной XVI века. Прямо за колокольней расположена Boдoвзвoднaя бaшня, которая использовалась для подачи воды в царскую резиденцию. Загляните внутрь. Здесь организована постоянная выставка: «Государево водовзводное дело. К истории водоснабжения в XVIII-XX веках».
Следующая остановка — Дворцовый павильон 1825 года. Paнee здecь располагался кoмплeкc здaний импepaтopcкoгo дворца Александра I начала XIX века. Коломенское было местом, где часто бывал в детстве будущий император вместе с бабушкой Екатериной II. Однако дворец до наших дней не сохранился: от постройки остался лишь павильон, в котором ныне размещаются фондовые выставки музея Коломенского.
Пройдите к домику Петра I. Он был построен в 1702 году во время визита царя в Новодвинскую крепость, расположенную в дельте реки Северная Двина. В домике Петр I прожил два мeсяцa, наблюдая зa строительством оборонительной крепости, которая должна была защитить от шведов Архангельск. В 1877 году домик был перевезён в Архангельск, откуда в 1934 году его доставили в Коломенское и превратили в музейный экспонат. Внутри домика ныне расположен музей и воссозданы петровские интерьеры. Рядом установлен памятник самому императору. Это авторское повторение памятника, установленного в Антверпене.
Воссозданный дворец Алексея Михайловича — еще одна из знаковых достопримечательностей парка.
Царь построил в 1667 году в Коломенском красивейший деревянный дворец. Современники называли его в мемуарах и графических листах восьмым чудом света. До наших дней постройка не сохранилась, однако царская резиденция была возведена вновь — по древним чертежам и планам. Этот дворец имеет особый стиль, успешно совмещающий в себе искусство допетровской Руси и Западной Европы. Внутри дворца расположен музей. В числе экскурсий — посещение башни-смотрильни, откуда можно увидеть панораму крыш царских хоромин, экскурсия в парадные палаты и личные покои Коломенского дворца. Кроме того, дворец поделен на мужскую и женскую части. В въъо время визита в мужскую половину дворца посетители осматривают личные покои царского терема и терема царевичей. Женская часть дворца, соответственно, рассказывает о жизни русских цариц и царевен в период перехода от Средневековья к Новому времени.
В общей сложности внутри дворца — 24 воссозданных интерьера. Внутреннее убранство комнат отличается пышностью и насыщенным декором: наличники и карнизы окон и дверей украшают резные украшения, мерцают слюдяные оконницы, росписи стен и потолков играют полифонией красок.
На выходе из парка можно перекусить в кафе «Капучинофф» (проспект Андропова, дом 37).
День второй. Царицыно: роскошный императорский Большой дворец, живописные мосты, светомузыкальный фонтан, который слышно с любого берега парка, а также ужин в интерьерах настоящей русской усадьбы XVIII века
Вся территория музея-заповедника занимает порядка 405 гектаров.
Прогуляйтесь по Большой липовой аллее, которая начинается у входа в Царицыно. Чуть в стороне от аллеи, в юго-западной части заповедника, расположено желто-белое здание — павильон «Нерастанкино». Образец паркового сооружения в стиле классицизм был построен в 1803 году архитектором Иваном Иготовым. Павильон практически лишен внешнего убранства. Исключение составляют лишь точеные из белого камня вазы, расположенные в нишах. С высокого берега, где стоит павильон, открывается живописный вид на Верхний Царицынский пруд и Арку на острове («Русалкины ворота»).
«Русалкины ворота» — белая каменная арка, построенная в 1804 году, в южной части Верхнего Царицынского пруда. Ранее здесь был театр под открытым небом, где слушала оперу в окружении крестьян и кавалеристов императрица Екатерина II. По легенде, в лунную ночь здесь можно увидеть танцующих русалок. Сюда влюбленный Тургенев привез знаменитую певицу Полину Виардо. Ранее остров имел небольшую протоку под аркой, где свободна могла проплывать гондола с певицей. Природной эхо усиливалось гротом-резонатором.
Природная жемчужина музея-заповедника — Верхний Царицынский пруд. Екатерина II устроила здесь купальню, а любимым развлечением императрицы было катание на лодках. В те времена пруд украшали островки со статуями и вольерами для птиц. Прогуляйтесь по дорожке вдоль берега: отсюда можно рассмотреть Малый дворец, беседку «Храм Цереры», Башню-руину и павильон «Миловида».
Пройдите к одной из главных построек императорской резиденции — Малому дворцу. Здание было построено в 1770-х годах. Проект принадлежит архитектору Василию Баженову. О том, что дворец предназначался для Екатерины II, напоминает личный вензель императрицы, на фигурном парапете восточного фасада павильона. Внутри расположены овальный зал, несколько служебных помещений для секретарей и горничных, а также будуар императрицы.